По словам председателя консилиума директора ВНИРО Кирилла Колончина, вызывает удивление тот факт, что присутствовавшие на заседании консилиума члены команды (Татьяна Денисенко и Татьяна Белей) и голосовавшие за принятие программы именно в таком виде, сейчас делают заявления о неправильном способе перевозки животных.
«На заседании было четко представлено, каким образом будет производиться транспортировка животных, и почему был сделан именно такой выбор. Возможность направить животных морем обсуждалась, но по объективным причинам был предпочтен более безопасный для косаток и белух способ», – сообщил директор ВНИРО Кирилл Колончин.
Автомобильный транспорт намного безопаснее, поскольку ниже риск укачивания китообразных, с которым обязательно пришлось бы столкнуться во время морской транспортировки. Ученые проанализировали гидрологическую ситуацию и метеоусловия на время предполагаемого морского перехода, и они были не самыми благоприятными для перевозки. Специалистам должно быть прекрасно понятно, чем грозит для морских млекопитающих укачивание и потеря контроля над открытием и закрытием дыхальца.
Также как сообщили представители ВНИРО, на консилиуме и в разосланной программе реадаптации было ясно обозначено, что все китообразные обязательно будут находиться в базе передержки после того как будут доставлены на места предполагаемого выпуска. Белух и косаток обязательно будут осматривать ветврачи и конечно, им, попросту говоря, дадут время прийти в себя. В это время будет действовать строгий карантин и доступа посторонних лиц к ним не будет.
Насчет присутствия наблюдателей и у ученых, и у специалистов, осуществляющих операции по загрузке и перевозке белух и косаток, позиция твердая – в эти сложные, ответственные и рискованные моменты на площадке не должно быть большого числа сторонних лиц. Весь этот процесс от подготовки к погрузке до выпуска - многоступенчатый и требующий все-таки серьезных профессиональных знаний и навыков, а не просто желания поучаствовать.
Даже если не брать в расчет фактор беспокойства животного, которое и так получает стресс во время всей операции, все занятые в процессе люди должны быть предельно сконцентрированы, ведь любая мелочь может обернуться серьезной проблемой. Безобидные, на взгляд непрофессионала, действия, вроде хождения на техплощадке, могут привести к опасным для мормлеков ситуациям. К слову, вчера за процессом на безопасном расстоянии с возвышенностей наблюдали десятки камер, так что говорить о секретности, мягко говоря, неуместно, отметили специалисты.
Ученые отметили помощь со стороны региональных чиновников и хорошее взаимодействие всех участников операции выпуска.
«Сейчас нам стоит не придираться к формальностям, а всем объединить усилия для того, чтобы все успешно завершилось. Мы будем благодарны за рекомендации, но хотелось бы их видеть в виде последовательных методик в официальных письмах, а не голословной критики в прессе», – подчеркнул директор ВНИРО Кирилл Колончин. Зарубежным коллегам из команды Кусто были направлены благодарности за подготовленные рекомендации.
Состояние животных, по словам ветеринаров, в настоящий момент хорошее, впереди плановая остановка в Хабаровске для смены воды в контейнерах.
Пресс-служба ВНИРО