В исследовательской работе задействованы два вида воздушных судов российского производства: самолет-амфибия Ла-8 и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «ДИАМ-Аэро» (предоставлены АО «Юнайтед Телеком»).
Авиаучет каспийских тюленей выполняется учеными России и Республики Казахстан в рамках совместных исследований начиная с 2020 года, но в текущем году впервые прочный ледовый покров установился не только в казахстанском, но и в российском секторе Каспийского моря.
Задача российской экспедиционной группы - провести авиаучёт тюленей в западной, российской, зоне Северного Каспия, в то время как казахстанские коллеги выполняют аналогичные работы в восточной части Каспия.
Первичную авиаразведку скоплений каспийских тюленей осуществляет самолет Ла-8, а бесшумные БПЛА незаметно для тюленей подробно сканируют обнаруженные скопления для детального учета их численности и регистрации размерных характеристик.
Совместное использование самолета и БПЛА позволяет значительно повысить точность оценки численности тюленей.
По состоянию на 1 марта самолетом и БПЛА обследована площадь свыше 9 тыс. кв. км. Наличие тепловизоров на борту летательных аппаратов позволяет находить не только взрослых тюленей, но и бельков на белом льду, которых человеческим глазом увидеть с высоты невозможно. В российской части Северного Каспия встречи с тюленями зафиксированы вдоль южной кромки ледяных полей, примыкающих к дельте Волги.
Точные цифры появятся после обработки всех собранных материалов, полученных с помощью комплексов мониторинга (фото- видеокамеры и тепловизора), посредством возможностей искусственного интеллекта (ИИ).
Реализация проекта по авиаучету каспийских тюленей «Душа Каспия» в 2023 году проводится под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии РФ и при поддержке компании ПАО «Лукойл».
Фотоматериалы Фонда "Чистые моря"
Пресс-служба ВНИРО