Версия для печати
24 июля 2013

Состоялись внеочередные Специальные совещания Научного Комитета и Комиссии АНТКОМ

11-16 июля 2013 г. в Бремерхафене (Германия) состоялись внеочередные Специальные совещания Научного Комитета и Комиссии АНТКОМ, посвященные обсуждению предложений по созданию морских охраняемых районов (МОР) в Южном океане.

11-16 июля 2013 г. в Бремерхафене (Германия) состоялись внеочередные Специальные совещания Научного Комитета и Комиссии АНТКОМ, посвященные обсуждению предложений по созданию морских охраняемых районов (МОР) в Южном океане. В состав российской делегации на Совещаниях (руководитель –Дмитрий Иванович Кременюк, начальник отдела Управления международного сотрудничества Росрыболовства) входили представители МИДа, Росгидромета, рыбохозяйственной науки и промышленности. От ВНИРО в делегации участвовали первый заместитель директора Вячеслав Александрович Бизиков (представитель России в Научном Комитете АНТКОМ) и заведующий лабораторией Арктики и Антарктики Андрей Федорович Петров (научный советник).

На совещаниях обсуждались два предложения МОР в Антарктике: в море Росса (предложение Новой Зеландии и США) и в Восточной Антарктике (предложение Австралии, Франции и Европейского Союза).

В ходе горячих дискуссий российская делегация выступила с аргументированной критикой обоих предложений. Было отмечено, что границы, цели и задачи, предлагаемые МОР, слабо обоснованы с научной точки зрения. В отсутствие налаженного механизма международной кооперации морских научных исследований в Антарктике, системы накопления и обмена научными данными введение крупномасштабных МОР не только не будет способствовать исследованиям морских биоресурсов Антарктики, но может привести к образованию обширных океанических «белых пятен», не охваченных исследованиями, мониторингом, промыслом. Именно таким «белым пятном» стал на сегодняшний день единственный в Антарктике МОР в районе Южных Оркнейских островов, установленный по инициативе Великобритании в 2009 г. Показательно, что за четыре года существования МОР у Оркнейских островов в его пределах не было ни научных исследований, ни мониторинга, а единственные данные из этого района были получены в ходе исследований бентосной фауны, выполненных в 2009/2010 гг. на борту российского промыслового судна за пределами МОР.

В отношении моря Росса – основного района современного промысла антарктического клыкача – было отмечено, что предлагаемый здесь МОР закрывает значительную часть промысловых районов, и его создание приведет к перераспределению и излишней концентрации рыболовного флота, что в конечном счете негативно скажется на состоянии популяции клыкача.

В настоящее время все рыбные промыслы в Антарктике ведутся под научным наблюдением и сопровождаются научными исследованиями. По сути, вся научная информация о морских живых ресурсах Антарктики поступает именно с промысловых судов. При этом около 80% акватории в зоне ответственности АНТКОМ уже закрыто по различным причинам для рыбных промыслов, и именно эти районы в настоящее время признаны Научным Комитетом АНТКОМа «районами с недостатком научных данных».

Касаясь юридической стороны вопроса, российская делегация отметила отсутствие в настоящее время определения понятия МОР в документах АНТКОМа и в Системе Договора об Антарктике в целом. В Конвенции о сохранении морских живых ресурсах Антарктики отсутствует определение МОР, но зато имеется определение «районов для целей научного изучения и сохранения, включая особые зоны охраны и научного изучения». Возражая против имеющихся предложений МОР в Антарктике, российская делегация призвала страны-участницы АНТКОМ открыть все закрытые районы для проведения рыбохозяйственных исследований, и на основе результатов этих исследований определить районы особого научного интереса и охранные зоны, предусмотренные Конвенцией и нормативно-правовой базой АНТКОМ.

Российская делегация: В.А. Бизиков, А.Ф. Петров, В.В. Лукин, А.В. Антонова, Д.И. Кременюк, С.М. Касаткина.