Учеными были исследованы заливы Уала, Анапка, гавани Сибирь, бухты Скобелева, Гека, акватория, прилегающая к острову Карагинский, оконтурены нерестилища, проведен комплекс фоновых исследований (измерение температуры, солености воды), взяты пробы обыкрённого субстрата для определения плотности кладок икры; выполнены биологические анализы рыб.
Все собранные материалы доставлены в «КамчатНИРО» для камеральной обработки.
Как рассказал ведущий инженер лаборатории морских рыб Семен Веселов, по предварительным данным, икрометание сельди в этом году началось в начале мая, а «пик» нереста, вероятно, пришёлся на 5–6 мая, что на несколько дней раньше, чем в 2018–2019 гг. Основное икрометание было в заливе Уала, тогда как в прошлые годы — заливе Анапка.
Полученные новые данные о состоянии нерестового запаса корфо-карагинской сельди будут использованы в качестве индекса в модельных расчетах при оценке современного и перспективного состояния ресурсов этой популяции, определения ОДУ на 2022 год.
Справочно:
Корфо-карагинская сельдь является одной из сравнительно крупных популяций тихоокеанской сельди и важнейшим объектом промысла в западной части Берингова моря. Эксплуатацию ресурсов корфо-карагинской сельди начали со второй половины 1930-х годов. В первые 20 лет существования промысла уловы нарастали весьма медленно. К концу 1950-х — началу 1960-х гг. при использовании траловых орудий лова уловы сельди достигли исторического максимума, соответственно, 100–260 тыс. т. Начиная с 1970 г., после введения запрета промысла, на протяжении долгого периода существовал ограниченный, щадящий режим лова. К 1998 году запас достиг максимальной величины и составил 1272 тыс. т, что повлияло на вылов ― 152,2 тыс. т. Далее, из-за отсутствия в популяции урожайных поколений и нерационального промысла, запасы корфо-карагинской сельди резко снизились, что привело к введению в 2005 г. очередного запрета на ее промышленный лов. Изъятие сельди было возможно только в качестве прилова при промысле других видов рыб в Западно-Беринговоморской зоне, а также во время проведения научно-исследовательских работ.
В 2011 году закончился очередной период запрета промысла корфо-карагинской сельди, а уже в следующем — 2012 году — ее вылов увеличился почти в 9 раз и достиг 90,4 тыс. т. Далее в связи с сокращением ресурсов этого вида вылов постепенно уменьшался и в 2017 году было добыто 45,7 тыс. т, а в 2018 году — 33,9 тыс. т. В 2019 году вылов составил 46,0 тыс. т (99,2% ОДУ). В текущем году в Карагинской подзоне рыбопромышленникам предстоит освоить ОДУ, равный 45,9 тыс. т.
С 2014 года для оценки запасов корфо-карагинской сельди используется модель «Синтез» — разработка специалистов «КамчатНИРО». Помимо стандартного набора входных данных (матрица вылова по возрастным группам и годам, средняя масса, доля половозрелых рыб, мгновенные коэффициенты естественной смертности по возрастам), в качестве настроечных индексов для модели используются уловы на единицу промыслового усилия, а также оценки нерестового запаса по данным авиаучетных и икорных съемок.
По результатам модельных расчетов, запасы корфо-карагинской сельди в настоящее время находятся на среднем уровне с тенденцией к росту. На начало 2019 года общий запас составил 418,7, а нерестовый — 364,5 тыс. т.
Пресс-служба ВНИРО