Елена Харенко, доктор технических наук, доцент, автор более 220 научных работ, включая две монографии, 12 учебно-методических работ, в том числе отдельных глав в учебниках по технологии производства рыбных продуктов. У нее 14 авторских патентов, 17 свидетельств об официальной регистрации программ для ЭВМ.
Заместитель директора по научной работе ФГБНУ «ВНИРО» Елена Харенко рассказала «Русской рыбе» о разнице между рыбным и рыбьим жиром, полезных качествах этих продуктов, лекарственных средствах и био- добавках на их основе. Кроме того, она развенчала модные мифы о том, что кислоты омега-3 способны «плавить холестериновые бляшки» в сосудах и вообще могут считаться «волшебной таблеткой», как это нередко преподносят предприимчивые торговцы. Беседовал: Антон Филинский
— Правда ли, что «рыбий» жир, знакомый всем с детства, и «рыбный» жир — это разные жиры? Вроде бы один получают из печени тресковых, а второй — из мышц и подкожного жира лососевых... О каких жирах мы будем говорить сегодня?
— «Рыбий жир» — фармакологическое название медицинского жира, его действительно изготавливают из печени тресковых рыб и макруруса, а также покровного сала ластоногих. «Рыбный жир» — более широкое понятие, поскольку существуют жиры, выделенные из других тканей и органов рыб, например головы, мышечной и жировой ткани рыбы. Если такие жиры соответствуют требованиям Таможенного Регламента ЕАЭС и Едиными санитарно-эпидемиологическими нормами к данному виду продукции, то они также могут называться «пищевой рыбный жир».
— Расскажите о нормах потребления рыбных жиров и препаратов, изготовленных из них, для взрослых и детей.
— Норма потребления омега-3 жирных кислот для взрослого человека составляет 1–3 г, врач на основании биохимических анализов может рекомендовать нужный препарат, так как избыток также вреден, как и недостаток. Физиологическая потребность в жирорастворимых витаминах в сутки составляет: витамина А — 3000 МЕ, витамина Е — 15 мг, витамина Д — 10 мкг, что стоит учитывать при выборе препаратов. Для детей МЕ в сутки: витамин А (1–3 года — 1300, 3–7 лет — 1500, 7–11 лет — 2000, 11–18 лет — 2900 для юношей и 2300 — для девушек); витамин D (1–18 лет — 10 мкг/сутки).
— В интернете периодически распространяется информация, что омега-3 плавит пенопласт и пластиковые стаканы, значит, именно эта омега растворит холестериновые бляшки в сосудах. Это так?
— Спасибо, конечно, пиар-менеджерам, что подняли такой непростой вопрос о качестве и безопасности препаратов. По своему строению холестерин и пенопласт — это абсолютно разные химические вещества. Холестерин — это натуральный животный жир. А пенопласт — это продукт нефтехимии. И ставить между ними знак равенства или подобия — совершенно некорректно. Пенопласт, например, хорошо растворяется в ацетоне, что же теперь: надо пить ацетон? На самом деле Омега-3 ничего в организме растворить не может, как не может ни один продукт. Чтобы растворить бляшки, как пенопласт, этой кислоте, как минимум, нужно попасть неизмененной прямо в кровяное русло. Омега же попадает в организм через желудок и проходит сложный процесс превращений в кишечнике — эмульгирования (смешивания жира с водой), расщепления (под действием желчи и липазы) и ресинтеза. Только после этого она может всосаться через стенку тонкой кишки и попасть в кровь. Раскрученный в интернете так называемый «пенопластовый тест» отношения к здоровью не имеет. В настоящее время жирные кислоты Омега-3 выпускаются в двух формах: триглицеридов TG (Triglyceride) и этиловых эфиров EE (Ethyl Ester), и отличаются на молекулярном уровне. По этой причине цена Омега-3 в форме триглицеридов всегда выше цены препаратов с этиловым эфиром. Из-за этого в детских препаратах Вы почти не встретите Омегу-3 в форме этилового эфира — только в форме триглицеридов. В действительности, производители не маркируют свою продукцию указаниями молекулярной формы, а малограмотные, но зато весьма энергичные дистрибьюторы оказывают своей компании медвежью услугу, проводя подобные одурачивающие тесты и обманывая своих клиентов. Так что будьте бдительны, берегите здоровье и деньги.
Полную версию интервью читайте в журнале «Русская рыба. Вчера. Сегодня. Завтра». №2/ май-июнь 2018 г.