В рамках проведения II Международного рыбопромышленного форума и выставки рыбной индустрии состоялась международная научная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов», в которой выступил представитель совета молодых ученых ВНИРО, к.г.н., заведующий лабораторией климатических основ биопродуктивности ВНИРО Кирилл Кивва с докладом «2050 – как мы видим будущее рыбохозяйственной науки».
Его доклад стал отражением коллективного труда молодых учёных рыбохозяйственной отрасли и, в некоторой степени, их учителей и наставников, участвовавших в работе 3-ей Школы молодых ученых по рыбному хозяйству и экологии, состоявшейся в апреле 2018 г. Выступивший на открытии Школы руководитель Росрыболовства Илья Шестаков указал на необходимость притока новых идей для развития рыбохозяйственной науки и предложил направить их для рассмотрения в Росрыболовство. Международный рыбопромышленный форум стал площадкой для озвучивания этих идей широкой аудитории.
В своем докладе Кирилл Кивва отметил, что в процессе подготовки предложений для Росрыболовства молодые ученые рассмотрели критические точки в системе «климат→ биота→ промысел→ переработка→ потребление».
В рамках данной концепции участниками Школы в качестве идей предложены следующие:
1. Создание широкомасштабной системы оперативного мониторинга параметров экосистем, в том числе в отдаленных районов Севера и Дальнего Востока. Основу такой системы могут составить интеллектуальные автоматические станции; передача информации может осуществляться посредством спутниковых каналов связи.
2. Разработка национальной системы спутникового мониторинга параметров поверхности Мирового океана с целью оперативного выявления особенностей его биологической продуктивности. Такая система позволила бы вывести среднесрочное прогнозирование состояния основных промысловых видов на новый уровень.
3. Внедрение программы экспедиционных исследований Мирового океана для определения перспективных в рыбохозяйственном отношении новых районов и объектов промысла, включая мезопелагические и глубоководные виды, с последующей разработкой технологии их добычи и переработки.
4. Инвентаризация и формирование «Национальной коллекции водных биоресурсов Арктической зоны РФ», а также разработка системы морского биопроспектинга с целью поиска, выделения и использования биологических субстанций, представляющих интерес для медицины и биоинжиниринга.
5. Определение приоритетных объектов товарной аквакультуры с учетом климатического и географического районирования для выявления и отбора полезных потребительских признаков методами геномной селекции.
«Мир уже перешёл в эру «больших данных», и российская рыбохозяйственная наука обязана использовать преимущества новейших технологий в полной мере», - отметил Кирилл Кивва в своем докладе и пояснил, что уже сейчас требуется максимальная автоматизация процесса сбора данных и о промысле, и о состоянии океана. Молодые представители рыбохозяйственной науки считают, что основную часть работы по сбору и первичной обработке данных должны выполнять роботизированные системы. Их элементами станут заякоренные платформы, выполняющие роль базовых док-станций, беспилотные летательные аппараты, беспилотные суда (в том числе парусные), подводные парящие аппараты (глайдеры) и дрейфующие буи, снабжённые не только датчиками состояния океана, но и акустическими системами мониторинга биоты и средствами наблюдения за промыслом. Ключевым вопросом в этой системе является международный обмен данными. Кирилл Кивва предположил, что в перспективе необходимо предусмотреть полностью свободный обмен данными рыбохозяйственной науки в той части, которая не представляет угрозы безопасности страны.
Другим перспективным направлением развития рыбохозяйственного комплекса России молодые ученые ВНИРО считают сотрудничество с высотехнологичными отраслями промышленности: приборостроительной, космической, авиационной и др. Это позволит, например, сократить время перевозки, стоимости рыбы с мест вылова до густонаселенных регионов нашей страны. В своем выступлении Кирилл Кивва представил идею для проекта высотного дирижабля для транспортировки и хранения продукции из водных биоресурсов и указал на основные преимущества данного вида транспорта для рыбохозяйственной отрасли: сейчас проектируются дирижабли с грузоподъемностью до 2000 т, высотой полета до 10000 м и скоростью до 400 км/ч. Дирижабль может стать летающим морозильником не требующим энергозатрат, поскольку температура на высоте 10000 м составляет -60 С. Этот экологически чистый вид транспорта обладает большой грузоподъемностью, возможностью длительного нахождения в воздухе за счет, питания двигателей от солнечных батарей, не требует сложной инфраструктуры, т.к. может осуществлять разгрузку и погрузку практически в любом месте: от корабля до мегаполиса.
«Очевидно, что определяя ближне- и среднесрочные задачи развития отрасли, рыбохозяйственная наука России мало внимания уделяет «загоризонтному» прогнозированию. В качестве механизма реализации стратегической концепции мы предлагаем рассматривать будущее рыбохозяйственной науки как совокупность проектов в рамках «Проектного офиса» ВНИРО, которые необходимо сформулировать в кратчайшие сроки», - завершил свое выступление Кирилл Кивва.