Молодые учёные определили перспективные направления для исследований
Государственный научный центр Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Всероссийский научно-исследовательский институт
рыбного хозяйства и океанографии
23 апреля 2018

Молодые учёные определили перспективные направления для исследований

20 апреля торжественным награждением завершила работу Третья всероссийская школа молодых ученых и специалистов по рыбному хозяйству и экологии с международным участием, организованная Росрыболовством, Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии при участии Российской академии наук. Под громкие аплодисменты от председателя организационного комитета – директора ВНИРО Кирилла Колончина была вручена благодарность каждому лектору, выступившему с докладом на Школе.

На мероприятии, обещающим стать главным событием этого года для молодежи отрасли, тайным голосованием определили лучших лекторов и лучшие стендовые доклады молодых специалистов. Первое место среди лекторов на Школе молодых учёных заслужено получил заведующий лабораторией молекулярной генетики ВНИРО Николай Мюге, который уверенно одерживает победу за звание лучшего лектора уже вторую Школу подряд. На этот раз он выступил на Школе с двумя докладами: «Генетическое мечение осетровых Каспийского моря», в котором представил результаты научной программы ВНИРО, помогающей восстановить запасы осетровых Каспия, и «Геномная селекция в аквакультуре». Последний доклад познакомил слушателей с методами улучшения пород с использованием генетики на примере лососевых рыб, в частности, - создания «карельского супер-лосося».

Симпатии слушателей и заслуженное второе место получил вице-президент РАН, академик Андрей Адрианов, который представил доклад, посвященный глубоководным экосистемам северо-западной части Тихого океана. Его выступление обнажило проблему слабой изученности морского и особенно глубоководного разнообразия и заставило задуматься о скорости вымирания видов в результате разрушения их местообитаний.

Третье место разделили заместитель директора ВНИРО Вячеслав Бизиков и заведующий лабораторией ПИНРО Вячеслав Мухин. Вячеслав Бизиков в своем выступлении рассказал об истории рыбохозяйственной науки и её перспективах. Доклад Вячеслава Мухина был посвящен биотехнологическому потенциалу гидробионтов арктических морей и использованию живых организмов или их систем для решения технологических задач.

Среди молодых учёных лучшим, по мнению участников Школы, выбран Дмитрий Пьянов (АтлантНИРО, Калининград) со своей работой «Использование альтернативных источников белка растительного происхождения в кормах для товарного судака Sander lucioperca». В своем стендовом докладе он привёл данные исследований, проводимых в рамках стипендиальной программы Немецкого экологического фонда (Deutsche Bundesstiftung Umwelt). В качестве тестовых ингредиентов для эксперимента молодым учёным были выбраны концентрат соевого белка, изолят горохового белка, пшеничного глютена и рапсового белка.

Второе место разделили Елена Горохова (Госрыбцентр, Тюмень) с докладом на тему «Спектр питания сибирского осетра Acipenser baerii среднего течения реки Лена» и Екатерина Маркова (ВНИИПРХ, п. Рыбное) с работой «Эпидемиологически значимые виды паразитов у рыб в водоёмах Центральной зоны России». Дипломы за третье место в стендовой сессии получили работы Натальи Небесихиной (АзНИИРХ, Ростов-на-Дону) «Оценка внутривидовой генетической структуры европейского анчоуса Engraulis encrasicolus в Азово-Черноморском бассейне», Анны Рощиной (ВНИРО) «Перспективность использования ламинарии Южно-Курильской промысловой зоны» и Гуахар Джумахановой (Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алма-Ата, Казахстан) «Патоморфологические изменения в органах воблы Камышлыбашского рыбопитомника».

Ранее, выступая с приветственным словом к молодым ученым, директор ВНИРО Кирилл Колончин подчеркнул, что именно на молодежь руководство отрасли возлагает серьезные надежды и ждет от неё прорывных научных открытий и их успешного внедрения. По завершению Школы молодые учёные подготовили проект предложений приоритетных направлений инновационных рыбохозяйственных исследований, которые готовы представить руководителю Росрыболовства. Темы, на которых молодые учёные предлагают сосредоточить усилия, относятся к геномной селекции в аквакультуре, автоматизированному мониторингу отдаленных районов Севера и Дальнего Востока, создания национальной глобальной системы спутникового мониторинга параметров поверхности Мирового океана, сохранению биоразнообразия Арктики и др.

По окончанию Школы участникам были выданы свидетельства государственного образца о повышении квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Государственное управление рыбохозяйственным комплексом России». Школа получила большое число положительных отзывов, как от молодых ученых и специалистов, так и от маститых учёных, принимавших в ней участие, что обозначило необходимость проведения подобных мероприятий в будущем. Кроме того, на мероприятии учёные наметили темы для совместных исследований. Следующая Школа по рыбному хозяйству и экологии для молодых учёных и специалистов запланирована на апрель 2020 года.

Отдельная благодарность спонсорам за финансовую поддержку в организации Третьей школы молодых учёных: Группе компаний «Антей», ООО «Русская Рыбная Фактория», Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Хабаровского края Амурского бассейна, ООО «Далькреветка» и информационному партнеру Школы - Ассоциации студенческого телевидения МАСТ. 

Первая научная школа молодых ученых и специалистов по рыбному хозяйству и экологии, посвященная 100-летию со дня рождения профессора П.А. Моисеева, прошла в апреле 2013 года в Звенигороде, вторая встреча состоялась в 2015 году и была приурочена к 100-летию со дня рождения И.Б. Бирмана.Третья всероссийская научная школа по рыбному хозяйству и экологии с международным участием «Перспективы рыболовства и аквакультуры в современном мире», прошла с 15 по 20 апреля 2018 года. На Школе собрались более 180 молодых специалистов и авторитетных учёных из организаций системы Росрыболовства, Российской академии наук, включая академиков и членов-корреспондентов, а также ведущих ВУЗов из разных регионов России, Казахстана, Армении и Чешской Республики.