24 июня 2020 года вступают в силу изменения в Свод Правил «СНиП 2.06.07-87 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения».
При ведении хозяйственной деятельности на водных объектах в промышленные водозаборы вместе с водой попадают представители ихтиофауны, в том числе молодь рыб, что приводит к ухудшению экологической ситуации в водном объекте и наносит ущерб водным биологическим ресурсам. Одним из мероприятий, направленным на устранение этого отрицательного эффекта, является оборудование водозабора специальным рыбозащитным устройством (РЗУ). Применение этих сооружений предназначено для предотвращения попадания в водозабор и гибели рыб, отведения в безопасное место рыбохозяйственного водоема.
Рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, в соответствии с требованиями действующего законодательства должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду, а также должны обладать такой прочностью и надёжностью, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Действующим законодательством Российской Федерации до недавнего прошлого, не в полной мере были урегулированы вопросы предотвращения гибели рыб, а также определения эффективности рыбозащитных устройств и/или сооружений. Фактическую эффективность рыбозащитной конструкции можно определить только при проведении полевых натурных ихтиологических наблюдений, которые ранее проводились в соответствии с «Инструкцией о порядке осуществления контроля за эффективностью рыбозащитных устройств и проведения наблюдений за гибелью рыбы на водозаборных сооружениях», утвержденной приказом Комитета Российской Федерации по рыболовству. Однако в связи с изменением законодательства, данная Инструкция в 2009 году была отменена.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Минэкономразвития России на совместном совещании с Минсельхозом России и Росрыболовством приняло решение внести в Свод Правил положения, устанавливающие последовательность работ по определению эффективности рыбозащитных устройств, введенных в эксплуатацию.
Основные изменения СП 101.13330.2012 носят характер корректировки некоторых положений действующего документа и введения «Методики проведения испытаний по определению эффективности рыбозащитных сооружений». Свод Правил определяет не только требования к проектированию и эксплуатации рыбозащитных сооружений (устройств), но и определяет в каких случаях, какими методами и в какие сроки необходимо проводить испытания по эффективности РЗУ.
Вступающие в силу изменения для Свода Правил имеют важнейшее социальное значение, так как позволят повысить гарантированный срок службы сооружения и снизить вероятность гибели водных биологических ресурсов, что позволит снизить антропогенную нагрузку на водные объекты .
Согласование очистных сооружений в рыбоводстве Согласование очистных сооружений в рыбоводстве представляет собой сложную процедуру, требующую взаимодействия с различными государственными органами и соблюдения строгих экологических норм. Данный процесс является обязательным для всех рыбоводческих хозяйств, осуществляющих сброс использованной воды в природные водоемы или систему централизованной канализации. Первым этапом согласования является подготовка проектной документации очистных сооружений. Проект разрабатывается специализированной организацией, имеющей соответствующие лицензии и допуски. В документации должны быть подробно отражены технические характеристики очистных сооружений, включая их производительность, применяемые методы очистки, состав оборудования и ожидаемые показатели качества очищенной воды. Особое внимание при проектировании уделяется расчету предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в очищенной воде. Нормативы зависят от категории водоема-приемника и его рыбохозяйственного значения. Для рыбоводческих хозяйств критически важными показателями являются содержание взвешенных веществ, органических соединений, азота, фосфора и растворенного кислорода. В состав проектной документации входит оценка воздействия очистных сооружений на окружающую среду. Этот раздел включает анализ возможных экологических рисков и мероприятия по их минимизации. Здесь же обосновывается выбор технологической схемы очистки и определяется необходимость строительства дополнительных сооружений, например, илонакопителей или площадок компостирования. После подготовки проекта начинается этап его согласования с надзорными органами. В первую очередь документация направляется в территориальное управление Росрыболовства, которое оценивает влияние планируемых очистных сооружений на водные биологические ресурсы. Параллельно проект рассматривается органами Роспотребнадзора на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. Важным этапом является получение решения о предоставлении водного объекта в пользование, если планируется сброс очищенных вод в природный водоем. Это решение выдается территориальным органом Росводресурсов на основании оценки допустимой нагрузки на водный объект и наличия других водопользователей. Отдельного внимания заслуживает согласование схемы производственного экологического контроля. Рыбоводческое хозяйство должно организовать регулярный мониторинг качества очищенных сточных вод и их влияния на водоем-приемник. Периодичность контроля и перечень определяемых показателей согласовываются с природоохранными органами. После получения всех необходимых согласований разрешается приступать к строительству или реконструкции очистных сооружений. По завершении строительства проводится пусконаладка оборудования и отбор проб очищенной воды для подтверждения эффективности работы системы очистки. Заключительным этапом является получение разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Этот документ выдается территориальным органом Росприроднадзора на основании результатов пусконаладочных работ и лабораторных исследований качества очищенной воды. В разрешении устанавливаются нормативы допустимых сбросов для каждого загрязняющего вещества и график производственного контроля. Важно отметить, что процесс согласования очистных сооружений требует значительных временных и финансовых затрат. Однако тщательное соблюдение всех требований позволяет избежать штрафных санкций и обеспечить экологическую безопасность рыбоводческого производства.
Пресс-служба ВНИРО