Рыболовство в истории России неоднократно выступало как серьезный экономический резерв государства, который в эпоху потрясений помогал найти выход из тяжелой ситуации.
Война принесла работникам рыбной промышленности страны, как и всему народу, тяжелые испытания. Уже 23 июня 1941 года началась мобилизация трудящихся на фронт, на строительство оборонительных укреплений, на трудовые фронты, которая продолжалась и в последующие годы. Советское правительство также приняло решение о военизации рыбаков и промыслового флота. Мобилизация коснулась и ловцов, и научных сотрудников ВНИРО. Многие из них были мобилизованы или отправились на фронт добровольцами.
В августе 1941 года ВНИРО переехал из Москвы в Астрахань. В начале предполагалось слияние ВНИРО и Волго-Каспийской Станции в одну организацию.
Но вскоре от этого отказались, и ВНИРО как самостоятельная организация разместилась в здании Волго-Каспийской станции, а сама Станция переехала в другое здание.
Поступление орудий лова снижалось. Летом 1942 года враг вышел на подступы к Астрахани, немецко-фашистские самолеты начали систематически бомбить не только суда, идущие по Волге к Астрахани и к Сталинграду, но и саму Астрахань, и рыболовецкие суда и плавзаводы в море. Становится ясно, в каких тяжелейших условиях добывалась рыба для фронта и для страны в целом.
В море рыболовецкие суда постоянно маневрировали с учетом данных промразведки, проводившейся с участием ученых института. Корабли оперативно покидали места, где рыба ловилась плохо и перебазировались в те районы, где были хорошие уловы. Многие рыбаки зимовали на островах Северного Каспия, чтобы вести добычу рыбы круглый год.
В те же военные годы набирала силу рыбная промышленность Мурманска - увеличивалась добыча рыбы. Стали использоваться самолеты, где, в качестве авианаблюдателей летали ученые ПИНРО. Благодаря интенсивным научным исследованиям ПИНРО, осваивались новые районы и объекты промысла. Развивался промысел донных видов рыб на Демидовской банке и в районе архипелага Новая Земля.
В 1943 году в ПИНРО стала работать школа лаборантов, были введены дневники учета работы. Суда тралового флота, несмотря на то, что Баренцево море являлось эпицентром боевых действий, все успешнее вели промысел.
Свою долю участия в победе в Великой Отечественной войне также внесли ученые и сотрудники Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.
В соответствии с приказом №177 по ТИНРО от 14 ноября 1941 г. 25 человек надели военную форму и вступили в ряды Красной Армии.
Развитие рыбохозяйственных исследований, как и рыбной промышленности, задержалось, но не остановилось.
Мобилизация сырьевых ресурсов и научная помощь промышленности было основной задачей ученых в условиях войны.
Изыскание природных ресурсов биоактивных веществ, способных ускорять заживление ран представляло одну из актуальных задач науки. Таким биологически активным веществом являлся медицинский жир из печени трески, богатый витаминами А и Д. В связи с резким сокращением промысла трески на Баренцевом море, основного поставщика медицинского жира в довоенный период, встал вопрос о его замене, так как потребность в нем стремительно возрастала.
В лаборатории жиров ВНИРО разработали способ замены трескового медицинского жира жирами из печени судака, леща, сома и некоторых других рыб, искусственно обогащенных витаминами А и Д, которые можно было получать из жира частиковых рыб Волжско-Каспийского бассейна.
Во время длительной блокады Ленинграда основной причиной медленной регенерации ран были, по наблюдениям клиницистов, множественные авитаминозы. Поэтому изыскание таких веществ в бедной природе приобрело особое значение.
Сотрудники лаборатории теоретических основ рыбоводства доказали, что для получения этого ценного лечебного препарата — витаминов А и Д — вполне может служить трехиглая колюшка, промысел которой был организован в Финском заливе и в Неве. Было установлено, что запасы колюшки вполне достаточны для удовлетворения потребностей лечебных учреждений.
В госпиталях жир колюшки был широко испытан как лечебное средство на самых разнообразных огнестрельных, операционных ранах и ожогах, и доказал свою эффективность. Также имела преимущество и обезжиренная мука из колюшки перед мукой из других рыб, поскольку в ней отсутствовал специфический рыбный вкус, передающийся мясу и молоку откармливаемого скота.
Не исключением в годы войны было сохранение и транспортировка рыбы на фронт и в районы, удаленные от мест промысла.
По инициативе ученых И.Я. Клейменова и Т.П. Макарова (ВНИРО), которые добились больших успехов в разработке технологии приготовления и хранения обезвоженной рыбной продукции, была создана особая отрасль рыбной промышленности по выработке пищевых рыбных концентратов - обезвоженная рыба. Особенно подходящими для этой цели оказались маложирные и среднежирные рыбы - плотва, густера, красноперка, окунь и другие. Сушеная рыба использовалась на фронте и в общественном питании в тылу для приготовления супов, борщей, запеканок, солянок, котлет и других блюд.
Таким образом, рыбная продукция, которую поставляла рыбная отрасль во время войны армии, флоту и населению, внесла большой вклад в дело победы над врагом.
Работая в столь сложных условиях, сотрудники института совершали научный и гражданский подвиг. Их разработки были актуальны как в годы войны, так и в последующее время.
Многие ученые погибли в годы войны, но многие вернулись с фронта и продолжили свой трудовой путь во ВНИРО, совершая новые открытия и научные разработки. Вечная память героям!
Пресс-служба ВНИРО