В соответствии с решением директора ВНИРО Кирилла Колончина и директора Института океанологии Алексея Сокова судно Росрыболовства «Атлантида» и судно Института океанологии РАН «Академик Мстислав Келдыш» приступили к прямому взаимодействию в ходе исследований, проводимых в настоящее время в Южном океане.
Прямое взаимодействие позволяет оперативно корректировать планы исследований с целью получения более полной информации, учитывающей данные с каждого из судов.
Таким образом, впервые в постсоветский период, когда совместные экспедиции Минрыбхоза и АН СССР на протяжении 1950-х – 1990-х годов позволяли открывать и устойчиво эксплуатировать запасы водных биоресурсов Мирового океана, в Южном океане проводятся одновременные скоординированные исследования с 2-х судов Росрыболовства и РАН с целью выявления дополнительной сырьевой базы российского рыболовства и океанологических закономерностей ее формирования.
В третьей декаде января научной группой ВНИРО на судне «Академик Мстислав Келдыш» выполнены следующие исследования.
Исследования криля и другого зоопланктона:
Тотально обработано 26 проб из большой сети Джеди , 19 проб из сети Бонго и 4 пробы из разноглубинного трала Айзекса-Кидда.
Средняя биомасса зоопланктона в исследованном в январе 2020 г. районе составляла 965 мг/м3. Доминировали сальпы. Вторыми по значимости были эвфаузииды, среди которых преобладали Euphausia superba и Thysanoessa macrura. Средняя величина биомассы криля на исследованной акватории составляла 26 мг/м3, максимальные концентрации – 206 мг/м3. Средняя величина биомассы сальп составляла 910,6 мг/м3, максимальные концентрации – 3024,5 мг/м3.
Съемка, проведенная в центральной части пролива Брансфилд, показала неравномерное распределение биомассы. В глубоководной части средняя величина биомассы составляла 3087,9 мг/м3, в центральной сваловой зоне - всего 70,6 мг/м3, в шельфовой зоне – 2542,2 мг/м3.
Криль встречался только в глубоководном районе пролива Брансфилд, где средняя величина биомассы составляла от 6,3 до 96,3 мг/м3. Скопления криля были представлены особями размером от 20 до 55 мм. Доля молоди (от 10 до 35 мм) составила 31,5% по численности. Половозрелые особи в размерном диапазоне от 35 до 55 мм составляли 68,5%. Среди них доля самок составляла 35,5%, самцов - 65,5%. Среди самок криля преобладали особи ранних стадий развития II B и III A - более 50%. Преднерестовые особи (четвертая стадия развития III C) составляли 21,7%. Среди самцов доминировали поздние стадии развития – II A2 и III A, составившие 27,5% и 32,5% соответственно.
Генетические исследования:
Из научных ловов отобраны 334 генетических пробы для популяционных исследований и ДНК- штрихкодирования.
Для исследования cредовой ДНК (eDNA) на каждой комплексной станции из батометров отобрали по три литра воды с каждого горизонта: дно, пелагиаль и поверхность, затем каждую пробу пропустили через фильтры с размером ячеек 0,2 мкм. Собрано около 50 проб.
Исследования фитопланктона – основного кормового объекта криля:
Выполнены работы на 15 комплексных станциях.
Съемка в проливе Брансфилда показала, что наибольшая концентрация фотосинтетических пигментов наблюдается в северно-западной части разреза, где высокие значении хлорофилла (больше 1 мг/м3) наблюдались на глубинах до 40 метров (рис.). В этом же районе наблюдалось повышенное содержание основных биогенных элементов, а также более высокая температура и пониженная соленость, чем в юго-восточной части разреза. В верхних горизонтах наблюдался низкий продукционный потенциал фитопланктона, что может быть объяснено световым ингибированием. Наиболее эффективно процессы фотосинтеза шли на глубинах, приближенных к слою 1% ФАР (фотосинтетически активной радиации).