Ученые Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» (ТИНРО) провели исследования применяемых при сборе спата устрицы и мидии технологий в хозяйствах южного Приморья. Специалисты ТИНРО изучили динамику концентраций личинок тихоокеанской мидии и тихоокеанской устрицы при изменении температуры и солености воды, а также проанализировали и сравнили полученные величины плотности спата тихоокеанской мидии и устрицы на коллекторах в разных районах Амурского залива с нормативными данными.
Сбор спата или личинок – это начало процесса культивирования двустворчатых моллюсков. Обычно предприятия получают молодь в заводских либо в естественных условиях.
«Эффективный сбор спата в природе предполагает наличие достаточного количества пелагических личинок, что в свою очередь определяется наличием маточных поселений, – рассказывает научный сотрудник ТИНРО, к.б.н. Светлана Ляшенко. – Амурский залив имеет множество антропогенных субстратов – пирсы, различные металлические и бетонные конструкции, днища судов, где тихоокеанская мидия является одним из доминирующих обрастателей».
По словам специалиста,личинки тихоокеанской мидии начали встречаться в планктоне в третьей декаде мая, их массовое развитие зарегистрировано в июне. В этот период концентрации личинок измерялась тысячами экземпляров в кубическом метре воды. Особенно высокие значения, 8-12 тыс. экземпляров были зарегистрированы в бухте Воевода, в настоящее время здесь работает три морских хозяйства, в которых выращивают мидию.
Несмотря на кажущуюся простоту получения спата мидии путем установки ГБТС в «плодовитых» акваториях, на деле процесс культивирования сопряжен с техническими сложностями и рисками. Так, например, чрезмерно высокие показатели плотности и биомассы мидии несут с собой массу проблем на разных этапах выращивания урожая. Во-первых, по мере роста мидии требуется большое количество дополнительных наплавов, чтобы удержать установку в толще воды. Во-вторых, поскольку коллекторы тяжелые (по 25-35 кг), потребуются специализированные плавсредства, чтобы вытаскивать их из воды. В-третьих, при высокой плотности мидия сползает и более 90 % урожая может быть потеряно к весне.
Чтобы избежать массовой потери урожая, специалисты предлагают проводить разреживание моллюсков на искусственных субстратах. Этот процесс можно делать разными способами, от ручных до полностью автоматизированных. Методы, разработанные в 80-х гг. технически устарели, а современные используемые в мировой практике, еще не опробованы в нашем регионе. В северной части Амурского залива планируется использовать специализированное судно, которое счищает мидию с коллекторов, сортирует, укладывает в сетные рукава и размещает их в море на ГБТС. Для расчетов оптимальной плотности спата ученые предлагают использовать индивидуальные инструкции.
Самое масштабное в Приморье скопление тихоокеанской устрицы, которое обеспечивает хороший личиночный пул, расположено в северной части Амурского залива. В прошлом году личинки устрицы в планктоне в этом районе появились в конце июня - начале июля. Массовое развитие личинок наблюдалось со второй декады июля по первую декаду августа.
Однако плотность личинок на стадии оседания была ничтожна мала.Численность спата была в десятки раз ниже нормативных показателей. С чем же это было связано? Анализ показал, что в 2018 году сложилась неблагоприятная гидрологическая ситуация, вызванная выпадением большого количества осадков в период размножения устрицы. В результате усиления ветрового волнения и речного стока нарушалась круговая циркуляция вод в этой части залива, личинки были вынесены в открытую его часть. Кроме того, существенно понижалась соленость – верхний метровый слой воды в северной части залива был сильно распреснен, соленость изменялась в диапазоне от 0,1 ‰ (у мыса Песчаного) до 13 ‰ (у о. Скребцова) в месте постановки коллекторов. В то время как критической для развития личинок, и, вероятно, для раннего спата является соленость 16-18 ‰, отмечают в ТИНРО.
Усиление речного и берегового стока, а также ветрового волнения, в период циклонов существенно повысило мутность воды. У острова Скребцова в конце августа (после 9 дней осадков) она достигала 9 мг/мл, против обычных 1,5-2мг/л, у полуострова Песчаного – 346 мг/л. Жаберный аппарат личинок и раннего спата, по мнению ученых, плохо справляется с таким большим количеством взвеси, что негативно влияет на его жизнестойкость.
Финальным «аккордом», мешающим сбору спата устрицы в исследованных районах, стало обильное оседание организмов-обрастателей (балянусов) на коллекторы.У острова Русский пластины коллекторов были густо покрыты тихоокеанской мидией.
«Мидия, как организм-обрастатель занимает все искусственные субстраты, в том числе доминирует и в гребешковых коллекторах, – рассказывает Светлана Ляшенко. – По этой причине не рекомендуют разводить мидию в бухтах, где выращивают другие виды моллюсков. Эта проблема требует отдельного научного решения».
Проведенный анализ позволяет сделать вывод и о том, что, несмотря на хороший природный потенциал приморских акваторий, отсутствие инвестирования в научно-техническое развитие делает марикультуру незащищенной перед ситуациями, когда совпадение нескольких неблагоприятных природных фактов достаточно для выпадения целого года из производственного цикла. Если это не самая большая проблема для предприятий, занимающихся культивированием мидии и устрицы попутно, то для монокультурных мариферм это серьезный удар по экономике.
Ученым и марикультурщикам очень желательно продолжать совместные работы, чтобы сделать возможным решение обозначенных проблем. Эти исследования помогут снизить риски потери урожая, усовершенствовать технологии культивирования и оптимизировать хозяйственную деятельность, что важно с учетом долгосрочных и масштабных инвестиций, которые обычно требуются аквакультуре. Такие работы целесообразно включить в федеральные и региональные программы развития рыбного хозяйства, а также предусматривать самим предприятиям при планировании своей деятельности, необходимого для заключения и продления договоров на право пользования рыбоводным участком.
Источник: ТИНРО