Цель работ – сбор данных по величине, динамике распределения, видовой и размерно-возрастной структуре уловов, биологическому состоянию и питанию рыб для разработки прогноза состояния запасов и их вылова в Балтийском море. Ввиду особенностей образования ежегодных сезонных нерестовых скоплений шпрота в 26 и 28 подрайонах ИКЕС на протяжении всего периода наблюдений на пелагическом промысле являлся основным видом добычи.
В отличие от мая 2020 г., когда в уловах преобладали особи шпрота размерной группы 8,5-9,0 и 11,0-11,5 см, в весеннем сезоне 2021 г. доминировали особи одной размерной группы – 11,0-12,0 см, что, возможно, обусловлено, суровыми условиями зимовки молоди вида (длиной менее 9,5 см) в 2020/2021 гг. Основная масса рыб находилась в состоянии повторного нереста, что является обычным в данное время года.
Целевая добыча сельди началась со второй половины мая, однако ее уловы были невысоки. Основу промысла формировала модальная группа взрослых особей 17,5-19,5 см. Значительная часть рыб уже отнерестились, что характерно для конца весны, когда превалирующая часть весенне-нерестующей популяции совершает миграции из Калининградского (Вислинского) залива в море после нереста.
Основа уловов донного тралового промысла – треска, уловы которой на час траления были почти в 2 раза ниже 2020 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечались более мелкие особи, средняя длина составила 39,7 см против 40,9 см в 2020 г.
Доля речной камбалы, как и в мае прошлого года в уловах была незначительна и составила всего 2%. Несущественный вылов вида был обусловлен районами промысла судна (глубины в основном 70 м) и окончанием нереста камбалы (запретный период до 15 мая), что повлияло на ее пространственное перераспределение в более мелководные районы.
Сбор данных по размерно-возрастной структуре и биологии камбалы-тюрбо проводился на судне типа ТБ сетными орудиями лова. Как и в прошлом году, ввиду выхолаживания прибрежной зоны моря, уловы тюрбо были низкие.
После просмотра возрастных проб результаты работ будут загружены в международную базу ИКЕС и использованы как входные данные для оценочных моделей прогнозирования состояния запасов и их вылова на краткосрочную и среднесрочную перспективу по принятым единицам международного управления, а также для выработки рекомендаций по интенсивности использования запасов, как в целом по морю, так и в ИЭЗ и территориальном море Российской Федерации Балтийского моря.
Заметным для отечественного рыболовства событием явилась попытка промышленного лова прочих водных биологических ресурсов, в частности черноморского вселенца бычка-кругляка, в пределах территориального моря России 26-го подрайона ИКЕС. Была исследована прибрежная акватория моря с глубинами менее 20 м. По литературным данным бычок обитает на мелкокаменистых, ракушечниковых и, реже, песчаных грунтах на глубине до 25 м. Ввиду наличия значительной площади каменистого дна, небольшой протяженности и ширины российского побережья, именно снюрреводный промысел бычка в настоящее время оказался невозможным.
По данным публикаций прибалтийских стран одним из способов лова бычка в Балтике являются ловушки и другие пассивные орудия лова. Однако в этом случае заметные объемы добычи вида достигаются увеличением промысловых усилий (количеством ловушек и т.д.) и в целом, такое рыболовство не является коммерческим в глобальном масштабе, а лишь, довольно важным для жителей прибрежных районов Балтии.
Пресс-служба ВНИРО