Глава Росрыболовства выступил с докладом о показателях развития отрасли, с момента принятия решения о первом этапе инвестиционных квот, а также ответил на широкий круг вопросов, которые касались законопроекта о втором этапе модернизации отрасли (продолжение программы «инвестиционных квот» и распределение крабов на аукционах с инвестиционными обязательствами).
«За последние годы мы приблизились к объему вылова в 5 млн тонн добычи водных биоресурсов, российские рыбаки перешагнули этот порог спустя четверть века и уверено держат планку. Вырос уровень самообеспечения рыбной продукции внутреннего рынка.При этом мы можем совершить значительный рывок в увеличении вылова. Еще 1 млн тонн можем добывать за счет промысла только на Дальнем Востоке. Нужны дополнительные мощности для вылова», — сказал Илья Шестаков.
Глава Росрыболовства отметил, что объемы инвестиций в отрасль за 5 лет выросли в 2,7 раза и составили в 2021 году 77 млрд рублей. Основной стимулирующей мерой стала программа инвестиционных квот и крабовые аукционы с инвестиционными обязательствами.
«Несмотря на поэтапное увеличение сроков закрепления квот по «историческому» принципу для того, чтобы рыбаки, как казалось, могли инвестировать в развитие своего же бизнеса, обновления производственного фонда отрасли практически не происходило на протяжении всех этих лет. Износ флота уже подходил к критическому уровню. Поэтому было принято решение на Президиуме Госсовета о внедрении механизма инвестиционных квот. Мы считаем, что в целом это позволило, действительно, улучшить ситуацию с точки зрения модернизации флота», — сказал Илья Шестаков.
По словам главы Росрыболовства, без внедрения нового механизма средний возраст флота к 2030 году составил бы более 40 лет. Суда стали бы непригодны для последующей модернизации. По итогам первого этапа произойдет обновление на 80% мощностей флота Северного бассейна и на 40% флота Дальнего Востока, а дальневосточный флот обеспечивает 70% всех уловов в стране. По итогам первого этапа к 2030 году возраст судов сократится до 21 года, если реализуем второй этап, флот омолодится в среднем до 9 лет.
«Рыбный экспорт в натуральном выражении вырос с 2016 года на 7,4%, а в денежном – на 77%, до 6,6 $млрд. Рост стоимости российской рыбной продукции при незначительном повышении объемов поставок произошел, конечно же, за счет увеличения мировых цен на рыбную продукцию в принципе, но и за счет того, что очень важно, что выросла доля экспорта переработанной рыбы, а не сырья», — сказал Илья Шестаков.
Например, в 2017-2020 годы среднегодовое значение доли глубокой переработки минтая в структуре отечественного производства составило 16,5% всего, в США — более 92%. Россия и США лидеры по вылову минтая в мире и главные конкуренты.
«Россия, фактически, была рыбным сырьевым донором мирового рынка. В 2021 году показатели глубокой переработки в стране существенно возросли. По минтаю доля достигла 28%, по всем видам рыб достигла 24%. Очевидно, что уже сейчас после реализации отдельных объектов первого этапа инвестиционных квот мы можем уверено говорить о положительных промежуточных результатах», — констатировал Илья Шестаков. Благодаря реформе, в России будет самый современный флот, новые рабочие места, устойчивое социально-экономическое развитие приморских территорий и страны в целом.
Депутаты Государственной Думы РФ приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» о втором этапе инвестиционных квот.
В рамках второго этапа программы модернизации мощностей рыбной отрасли запланировано выделение для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна дополнительно 20% морской квоты, 50% оставшихся квот отдельных видов крабов. Что касается 20% ОДУ, в отличие от первого этапа, предлагается поделить поровну между инвесторами на строительство рыбоперерабатывающих комплексов и судов (в первый этап было соотношение 5% на 15% соответственно). Второй этап направлен на повышение эффективности освоения высоколиквидных объектов промысла: крабов, моллюсков и ценных беспозвоночных.
Руководитель Росрыболовства отметил, что в редакции законопроекта ко второму чтению будут учтены мнения регионов для сохранения стабильного социально-экономического развития приморских территорий «При подготовке законопроекта перед нами стояла главная задача — это модернизация рыбохозяйственного комплекса страны. Конечно, необходимо строительство новых судов, необходимо строительство и новой инфраструктуры, не хватает холодильных мощностей на Дальнем Востоке, необходимо развивать специализированные портовые мощности. Но мы услышали критику в наш адрес со стороны регионов ко второму этапу программы инвестквот. Готовятся поправки по поводу исключения моллюсков и других ценных морепродуктов для распределения на аукционах. Мы также хотим найти решение для малого и среднего бизнеса. Слышим и другие вопросы, которые регионы поднимали», — сказал Илья Шестаков.
Сейчас идет активная работа над поправками в рамках согласительной межведомственной комиссии под руководством вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева, в которой Росрыболовство принимает активное участие.
При подготовке ко второй волне реформы Росрыболовство провело анализ промежуточных итогов первого этапа инвестиционных квот: во-первых, в регионах увеличилось количество рабочих мест за счет строительства новых рыбоперерабатывающих заводов, во-вторых, выросли налоговые отчисления в региональные бюджеты.
Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков также ответил на вопрос о сроках открытия промысла байкальского омуля.
«Большая работа проведена с регионами по восстановлению запасов байкальского омуля: это и рыбоохрана, и вопросы воспроизводства. Мы в разы увеличили воспроизводство байкальского омуля. Наука по итогам мониторинговых исследований давала сначала более позитивные прогнозы, сейчас они чуть скорректированы. Несмотря на это, в следующем году мы открываем небольшой объем для любительской рыбалки», — сказал Илья Шестаков.
В 2023 году запланированы дополнительные исследования запаса омуля, по итогам которых ученые дадут более точный прогноз.
«Пока мы ориентируемся на 2025 год (открытие промышленного вылова). Но если мы увидим положительные данные, конечно, мы сделаем это раньше, понимая социальную значимость байкальского омуля для регионов», — добавил глава Росрыболовства.
Одним из острых вопросов «Открытого диалога» стала тема ценообразования и обеспечения доступности рыбной продукции для населения.
«Это действительно важный, но при этом и очень сложный вопрос, который находится на стыке нескольких ведомств. Со своей стороны, конечно, мы уделяем этому много внимания: важно, чтобы рыбаки привозили на берег качественную продукцию, с точки зрения развития портовой инфраструктуры, необходимо достаточное количество холодильных мощностей, где эту рыбную продукцию хранить. Создана специальная рабочая группа с РЖД для оперативности перевозок рыбной продукции. Контроль за передвижениями рыбной продукции идет такой, как за пассажирскими поездами: чтобы нигде ничего не встало. Выделяются субсидии на железнодорожные перевозки отдельных видов водных биоресурсов. А дальше, действительно, есть большая проблема, которую нам необходимо решать совместно с Минпромторгом. Это вопрос, связанный с большим количеством перекупщиков, и самое важное, — работа с сетями, с небольшим магазинами. Потому что именно в рознице происходит основной рост стоимости продукции. Конечно, активно надо работать с точки зрения внесения изменений в закон о торговле. К сожалению, другого пути у нас нет», — сказал Илья Шестаков.
Глава Росрыболовства ответил также на другие вопросы, касающиеся искусственного воспроизводства, регулирования промысла пресноводных видов рыб, реконструкции рыборазводных заводов и других актуальных тем.
Источник: Объединенная пресс-служба Росрыболовства