Килька - основной наиболее перспективный промысловый объект Каспийского моря. Исследования ученых ВНИРО свидетельствуют о стабильном состоянии промысловых запасов всех видов кильки с трендом на увеличение. В 2022 году исследовательский улов на усилие превысил показатель 2021 года почти в 1,5 раза.
Согласно данным науки, промысловый запас килек на 2023 год составляет 520 тыс. тонн, с рекомендованным выловом 106,5 тыс. тонн, 81% приходится на долю обыкновенной кильки. В конце сентября 2019 года в западной части среднего Каспия впервые был организован траловый лов килек тремя судами, улов на судосутки варьировался от 9 тонн до 30 тонн. При увеличении флота в 2021 году до 20 судов, вылов достиг 30,6 тыс. тонн.
Проводя мониторинг в осенне-зимний период, ученые проследили связь между увеличением количества судов на промысле и ростом показателей добычи. К 26 сентября 2022 года вылов достиг 19 тыс. тонн и только набирает силу, что вполне соответствует тренду и динамике прошлого года.
«Мы активно совершенствуем технологические подходы к ведению промысла. На научно-исследовательском судне «Исследователь Каспия» успешно апробированы и внедрены на практике специальные бортовые подхваты с привлечением рыбы на электросвет. Данная технология позволит осуществлять круглогодичный лов кильки во всех районах Каспия и обеспечит полное освоение объемов рекомендованного вылова каспийских килек», - отметил в своем докладе директор ВНИРО Кирилл Колончин.
Кроме того, учеными разработано биологическое обоснование для введения в Южном районе Волго-Каспийского рыбохозяйственного бассейна нового подрайона — открытая часть Каспийского моря. Это изменение отражено в проекте правил рыболовства и позволит увеличить количество рыболовного флота еще на 10 единиц с прогнозной величиной вылова дополнительно 20-25 тыс. тонн, что в целом делает очень выгодным добычу кильки в этом районе.
Участники совещания также отметили в числе стимулирующих факторов для устойчивого развития отечественного рыболовства в Каспийском море восстановление утраченной рыбохозяйственной инфраструктуры (рыбодобывающей и береговой), строительства судов, в первую очередь среднетоннажных, привлечение рыбаков других регионов, модернизацию и обновление береговой портовой инфраструктуры и перерабатывающих мощностей.
Пресс-служба ВНИРО