Наука в промышленных процессах AQUAREX под эгидой ВНИРО - гарантия качества
Государственный научный центр Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
Всероссийский научно-исследовательский институт
рыбного хозяйства и океанографии
20 апреля 2023

Наука в промышленных процессах AQUAREX под эгидой ВНИРО - гарантия качества

На портале РЫБОВОДЫ.РФ вышло интервью с начальником отдела кормов и кормовых компонентов ВНИРО Романом Артемовым, который рассказал об успехах науки в решении проблемы импортозамещения кормов в области аквакультуры. Благодаря синергии отраслевой науки и бизнеса технологические разработки ВНИРО успешно реализуются на промышленном уровне. 

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Роман, спасибо за время и общение с нашей аудиторией. Начнем сразу с конкретики - прайсы AQUAREX на рыбные корма с недавнего времени содержат подпись "по рецептуре и под контролем ВНИРО" - что за этим стоит и насколько отражает тренды взаимодействия науки и бизнеса в текущих условиях?

Роман Артемов / ВНИРО: Извечный вопрос - как сделать систему научного сопровождения крупных промышленных предприятий эффективной - остро стоит во многих отраслях, и до недавнего времени не был исключением и аквакультурный кластер.

Механизм взаимодействия государственных научных учреждений и коммерческих структур - очень чувствительная сфера по ряду моментов: предмет интеллектуальной собственности, вопрос контроля качества, гарантии продовольственной безопасности и т.д.

На протяжении нескольких лет во ВНИРО - и непосредственно в нашем департаменте - шел поиск вариантов "сближения" науки и бизнеса. И, как это часто случается, в моменты кризисов подобные процессы "катализируются". Применительно к рынку комбикормов для аквакультуры такие составляющие, как продовольственная безопасность (а до начала прошлого года страна обеспечивала себя лишь на 10% объемов) и контроль качества существенно актуализировались в начале прошлого года - после ухода зарубежных поставщиков рыбных кормов.

Кормопроизводственные гранды, такие как BIOMAR, Scretting и некоторые другие, в составе своих холдингов имеют очень серьезные, - в плане научно-технической базы, - R&D-центры. Финансирование подобных центров - бюджеты в десятки миллионов долларов ежегодно.

Закономерен и результат инвестиций в исследования - лидерские позиции на рынке, в котором рыбоводы "голосуют рублем/долларом" за бренд по причине реальной коммерческой эффективности его продукции.

Безусловно, для отечественного комбикормового сектора подобная экономическая нагрузка на бизнес - нереальна и неподъемна - в силу того, что производственные объемы несопоставимы с западными конкурентами. BIOMAR выпускает в рынок более миллиона тонн комбикормов для объектов аквакультуры в год - 11 тысяч сотрудников в 80+ странах и доход в прошлом году под 2 млрд. долларов. Из отечественных кормопроизводителей никто не перешагнул планку в 10 тысяч тонн - даже в прошлом году и на это были объективные причины, выраженные в дефиците рыбной муки и ориентации действующих мощностей на производство Pet food. Коммерческая емкость нашего рынка не подразумевает возможность серьезных R&D-процессов.

С другой стороны, даже если желание инвестировать в исследования есть, реальная наука - не бытовка, где стоят два бассейна и доцент с лаборантом... R&D-центр - большая структура. BIOMAR, Scretting владеют собственными НИИ, "пожизненно" берегут своих специалистов, и их научные труды вы в публичном доступе не найдете, - все, что они разрабатывают - коммерческая тайна и секрет производства соответствующих корпораций.

Понимая всю сложность реального сектора экономики ВНИРО предложили рынку свое видение формата взаимодействия. Сегодня наш институт это научно-техническая база "в ногу времени", авторитетные центры компетенций по кормам и кормлению объектов аквакультуры, лучшая в стране опытно-производственная база. Во ВНИРО мы сами можем вырабатывать опытно-промышленные партии стартовых и продукционных комбикормов - не на продажу, но на научные цели для испытаний. Причем, география исследований - от Запада до Дальнего Востока. Собственно, этот опыт мы предложили внедрять непосредственно в промышленные циклы наших партнеров.

Трансформация ОАО «Мелькомбинат» - (входит в Группу компаний «МЕЛКОМ» / ассортиментная линия кормов для рыб AQUAREX) в очевидного лидера индустрии кормов для аквакультуры началась в результате плодотворного сотрудничества, обмена опытом и интеграции предложений ВНИРО в свои производственные процессы - от разработки рецептур до всеобъемлющего контроля качества компонентов/продукции на входе/выходе.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Можно краткий экскурс в то, что, как и где контролируется?

Роман Артемов / ВНИРО: Конечно, коснемся самого объемного компонента комбикорма - рыбной муки. В масштабах столь больших производств, таких как AQUAREX, закупка рыбной муки это ее прием фурами и железно-дорожными составами с десятком вагонов, забитых биг бэгами (спецпакетами) с рыбной мукой. На приемке производится тотальный входной контроль - замер показателей общей химии в каждом биг бэге по 5 точкам отбора, соответственно, дифференциация каждого биг бэга по качественным параметрам и в первую очередь по протеину. И уже когда мы приступаем к формированию рецептуры для производства комбикорма, нам удобно оперировать списком того, что изначально "рассортировано" по качеству на приемке. Производственная лаборатория "Aquarex" круглосуточно проводит анализ всех кормовых ингредиентов и готового комбикорма, но вместе с тем за более глубокими исследованиями качества, в частности аминокислотный профиль и жирнокислотный состав липидов компонентов, вынуждена обращаться в сторонние лаборатории. Исследование таких показателей мы берем под свой контроль. То есть, собственная лаборатория "Aquarex" делает исследования части компонентов по ряду показателей и выдает нам результаты. Наша лаборатория предметно изучает абсолютно все составляющие будущих кормов на предмет соответствия заявленных показателей фактическим. После сличительных процедур двух лабораторий - компоненты одобряются к использованию в рецептуре (или возвращаются поставщику) и запускается производственный процесс.

По готовой продукции - все проходит через производственную лабораторию AQUAREX в режиме онлайн, так мы сразу видим результаты. Помимо этого, на финише - перед упаковкой - происходит выборочный отбор образцов на предмет повторного контроля по химии уже лабораторией ВНИРО. Как правило, если изначально сформирована верная рецептура, проверены все показатели качества ингредиентов - на выходе получается достаточно четкий предсказуемый результат. Именно такими многоуровневыми проверками обеспечивается стабильность качества от партии к партии.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: В отраслях, связанных с производством, при наличии дефицита компонентов отраслевые лидеры по объемам, условно, №1/№2, как правило, становятся заложниками поставщиков - в части стабильности показателей, что выливается в "плавающее качество"...

Роман Артемов / ВНИРО: На больших объемах, с одной стороны, все сложнее и дороже - иметь дело с разносортицей, вводить углубленные процедуры контроля, выравнивать качество. С другой - контракты заключаются на предсказуемый, понятный во времени объем. В целом, да, определенная зависимость присутствует. Если бы сегодня экспортные потоки кормовой рыбной муки были бы направлены на отечественный рынок вопросов с качеством было бы на порядок меньше. На деле, сегодня нам приходится буквально охотиться за качественной кормовой рыбной мукой во всех регионах. Отрасль, фактически, стоит на пороге жесткой конкуренции за кормовые компоненты. В ближайшие 2-3 года в стране запускаются заводы совокупной мощностью в 150+ тысяч тонн кормов для аквакультуры. А дефицит муки - по-прежнему жесточайший.

В этом смысле, ВНИРО, как участник производственного процесса кормов AQUAREX, насколько может - старается помогать партнерам. Как прикладной НИИ, мы работаем с множеством отраслевиков, как федеральная структура - нам видна картина логистики, мы понимаем период и регион выработки данной продукции, мы понимаем, кто может дать продукцию с наилучшим качеством для комбикормовой отрасли.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Большая часть рыбной муки, производимой в РФ, идет на экспорт. Ограничения, квоты - не рассматриваются?

Роман Артемов / ВНИРО: Лично мое мнение, такие меры - напрашиваются. Прямо по аналогии квот под киль: строите судно - имеете право на объем вылова. После ухода западных поставщиков рыбных кормов, у наших промышленников только один вопрос - где взять муку необходимого качества. Из 150 тысяч тонн рыбной муки, которую производят в стране, 95 тысяч тонн - экспортируется. Впрочем, тут одними ограничениями вопрос не решить... Качество муки зависит от входящего сырья. В случае работы со смешанным сырьем используется одновременно отходы и целая рыба. В этом случае мы имеем значительные колебания по итоговым показателям качества продукции.

Протеин может варьироваться от 64 до 74%, а это определенный дискомфорт с использованием такой продукции в рецептах комбикормов для индустриальной аквакультуры. Настало время относиться к кормовой рыбной муке как к полноценному продукту, а не как к побочному при переработки отходов. Подходящая для рыбных к/кормов мука - от 70% по белку и не менее 8% по жиру, - тогда и показатель зольности нормальный, и по аминокислотам не надо дополнительно сильно добалансировать. В 2022-м на наш рынок РФ попало около 55 тыс. тонн рыбной муки, из которых ~8 тыс. тонн уходило в сектор аквакультуры. Сегодня потребность - в разы выше.

Разговоры про альтернативы, особенно, на Западе имеют место быть. Но на глобальном рынке "игра в белки" в качестве добавок - да, как промышленная 100% замена рыбной муки - пока все же нет. Это наше будущее, использование альтернативных источников белка выливаются в значительно большую себестоимость кормов. Баланс по 6-8 аминокислотам - это деньги, коммерческая целесообразность теряется.

Вячеслав Сапожников / РЫБОВОДЫ.РФ: Взаимоотношения науки и бизнеса - насколько справедливы в части вознаграждения?

Роман Артемов / ВНИРО: Далеко не каждый научный коллектив в стране может обеспечить достойный уровень заработной планы своим сотрудникам. И связано это не столько с научной составляющей, сколько с коммерческо-административной. Важно понимать, что конкретно

ВНИРО - это наука прикладная, то есть, реализуемая.

Государство обеспечивает для нас необходимый базис в рамках системы Государственного задания, это важно и нужно, в части фундаментальных исследований - особенно. Однако, сделать жизнь научных сотрудников более комфортной вне зависимости от вклада в развитие того или иного направления - означает исключить мотивационную часть. ВНИРО в этом смысле, на мой взгляд, пример для подражания, когда получилось найти баланс между научной частью и коммерчески-прикладной ее реализацией.

Один из моих наставников на заре моей научной деятельности говорил мне так -

Никогда не гонись за деньгами в науке... Ищи прикладной научный проект, который принесет пользу конкретному производству и отрасли - и тогда ты никогда не будешь нуждаться в деньгах. Фокус на отраслевую проблематику - залог успешной деятельности любого научного коллектива. Найдите проблему, конкретных ее интересантов/бенефициаров решения - и свою науку вы обеспечите. ВНИРО исповедует именно такой подход к научной деятельности.

Да, это большая административная работа по контрактам, соглашениям и т.п. Приходится много коммуницировать, перемещаться, строить отношения, узнавать/изучать проблемы/боли, показывать свои компетенции/возможности и т.п. Но это то, как все устроено и по-другому - никак.

Применительно к кормопроизводству - все точно так же. Мы видим множество примеров, когда каждый

Ответственный поставщик реализует свою связку "наука-бизнес". Насколько завод соотносит свое понимание качества/лидерства со своими возможностями - насколько он и сближается с научным сообществом или его отдельными представителями.

ВНИРО в этом смысле имеет более системный подход - не на уровне консультаций, пусть даже и постоянного характера, но глубже - интегрируясь в производственные процессы.

Возвращаясь к справедливости -

В нашем рынке у связок "наука-бизнес" существуют разные форматы экономического взаимодействия: это и фиксированные выплаты (например, за разработку рецептур), почасовой консалтинг (например, при внедрении/запуске), плата за постоянные услуги (лабораторный контроль и т.п.), роялти от продаж.

Исходя из нашего многолетнего опыта сотрудничества с самыми разными контрагентами, мы определили для себя оптимальный вариант:

В связке ВНИРО - AQUAREX мы работаем по комфортной для обеих сторон модели. Именно поэтому наша вовлеченность в это сотрудничество существенно выше, чем банальный финансовый интерес - ответственность не ограничивается единомоментным актом, а распространяется на все, что связанно с выпускаемой продукцией.

Поэтому все наши партнеры могут быть уверены в нашей постоянной готовности всячески им помогать - и в плане научно-технической базы, и в части рецептур и контроля их реализации, и с доступностью/логистикой ингредиентов, и с информацией и ее анализом.