В конце 20-х годов XX века в воды залива Петра Великого начала активно подходить дальневосточная сардина-иваси.Промысел этого водного биологического ресурса стал играть для Приморья ту же роль, что тихоокеанские лососи для Приамурья и Камчатки, и встал с ними в один ряд по объёму вылова. Поиск иваси требовал большой оперативности и значительных усилий, так как косяки, отличаясь высокой подвижностью, распространялись на значительные расстояния. Однако, работа рыбодобывающих судов была осложнена отсутствием акустических поисковых приборов.
В качестве выхода из ситуации учёные предложили использовать морскую авиацию.
В конце мая 1931 г. во Владивосток прибыл гидроплан Савойя С-62 бис 111-й авиаэскадрильи Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА), который был оснащён радиостанцией и специальным оборудованием для наблюдения за поверхностью моря. Это были первые отечественные эксперименты по обнаружению косяков рыбы с воздуха. В следующем, 1932 г., эти работы были продолжены.
В январе 1933 г. приказом Наркомснаба СССР А.И. Микояном на промысле иваси в Приморье введена обязательная аэроразведка и принято решение о создании у рыбаков собственной авиаслужбы.
Применение авиации позволило разработать методы визуального обнаружения рыбных скоплений, что дало возможность за относительно небольшое время обследовать обширную акваторию, определять направление и скорость миграции рыбных косяков, оперативно инструктировать рыболовные суда.
В июле 1934 г. в системе «Главрыбы» была организована авиаслужба. На Дальнем Востоке авиаотряды были сформированы в Приморье (начальник авиапромразведки - Б.М. Аранович) и на Камчатке (командир авиазвена Акционерного Камчатского общества Н.М. Шевцов).
Рыбаки имели свои самолёты вплоть до конца 1949 г.
С 1950 г. и до начала 90-х годов для авиапромразведки привлекались самолёты Аэрофлота. На них продолжали летать специалисты промысловых разведок и ТИНРО. Особенно эффективна была работа на скоплениях сельди, скумбрии, сардины-иваси, по аэроучёту лососей и млекопитающих.
В 1983 г в составе Тихоокеанского управления промысловой разведки и научно-исследовательского флота (ТУРНИФ) был организован отдел авиационно-космической разведки
Успешный опыт деятельности авиационной промысловой разведки
сыграл существенную роль в развитии местного рыбного промысла и способствовал распространению на Дальнем Востоке практики комплексных научно-поисковых работ.
Комбинируя слаженную работу рыбопоисковых судов и авиации, отечественные учёные выявили закономерности поведения и распределения рыб. Эти сведения позволили повысить эффективность промыслового прогнозирования, уменьшить непроизводственные потери флота, увеличить вылов сложных объектов промысла.
Пресс-служба ВНИРО